Здравый смысл и другие перверсии (exxellenz) wrote,
Здравый смысл и другие перверсии
exxellenz

Как я провел 1

Нугуш-Урюк-Куперля-Нугуш-Нугуш

В июле ходили в ПВД – поход выходного дня. Первый в моей жизни настоящий пеший поход. Выходов и выездов было много, а в таком, автономном формате – первый.

Забросились в четверг на Нугуш, в воскресенье уехали домой. Нугушское водохранилище в Башкирии это популярное место отдыха. Чистая вода, красивая природа, доступность – вот сколько плюсов. За последние годы Нугуш цивилизовался по-русски: берег поделен и почти весь платен, масса прокатных развлечений на воде, от бананов до дельтапланов, оглушительная музыка самого поганого пошиба, запредельные цены в магазинчиках и минимум санитарных удобств, а пляж по-прежнему неблагоустроенный. Зато убирают мусор. Не каждый день и не особо тщательно, но мусорные мешки из-под отдыхающих вывозят.

То есть, как место спокойного отдыха на красивом лоне, Нугушское водохр. для нас практически закончилось. Ехать за двести километров, чтобы оказаться на тесном шумном грязном городском пляже – удовольствие сомнительное.
Но выход есть. Мы вышли через него.

Газель доставила нас по северному берегу до упора: в грязной яме поперек дороги утонула даже «Нива». Дальше пошли пешком. Шесть человек, три палатки, достаточно еды и ни капли спиртного. Оказывается, насухо тоже можно ходить в поход.

DSC_9783 DSC_9852

Шли три дня, за это время никого не встретили. Только в первый день, еще на берегу озера, пошел дождь и навстречу попался «уазик». Глядя на наши мокрые рожи, мужики радостно улыбались.

Через три часа дождь закончился, и мы встали на ночевку. Сожгли какого-то браконьера и вкусно поужинали.

DSC_8433 DSC_8438

DSC_8435 DSC_8410

Фотографировал очень мало, в основном на стоянках. Было не до фотоаппарата – быстро стер ноги, и больше был озабочен, чтобы просто держать темп на скользкой дороге, на постоянных подъемах и спусках.

DSC_9862 DSC_9857

Маршрут был простой: с северного берега озера выйти на реку Урюк, через нее до водопада Куперля на реке Нугуш, потом вниз по Нугушу выйти к южному берегу одноименного водохранилища. Пробег получился под 40 километров.

DSC_8443 DSC_8411

Скорость держали высокую – нас вел профессиональный турист, спортивный судья. Кажется, в группе было ажно четыре кандидата наук. Еще гендиректор двух санаториев и одного ДКиС. И я, просто я. На любование красотами по причине высокого темпа не оставалось ни времени, ни сил.

Шли как бы по карте. Как бы, потому что все равно пришлось привязываться к местности через КПК с GPS. Но шли по карте, я настаиваю!

На дороге видели медвежий след. Вообще, в Башкирии зверья хватает. Мы поймали одного в капкан из связанных вместе носков и ели потом копченую медвежатину. Но нам не встретилось. К обеду второго дня вышли на Куперлю, цель нашего похода. Потрясающий вид! И ужасающий спуск по мокрым скользким камням, где на жопе, где на пузе. Фотопарат спрятал от греха.

DSC_8454 DSC_9888

Потом небольшой марш-бросок по берегу – и мы блаженствуем на камнях, греемся под уже заходящим солнцем, купаемся в быстрой чистейшей воде и разглядываем следы ушедшей цивилизации. И воскуряем трубочку.

Третий день был самый тяжелый. Шли до вечера; несколько раз вброд переходили реку; потом потеряли тропу и пришлось штурмовать крутой склон в лоб. А когда выбрели к точке, где собирались сесть на катер, оказалось, что нам придется идти пешком до конца, еще 16 километров.
Мои ноги к этому времени превратились в распухшие культи с содранными до мяса пятками. После возвращения в город ходил в открытых сандалиях три недели – что-нибудь другое было невозможно надеть. А тогда каждый шаг радовал острой болью, лишая удовольствия от похода.

DSC_9926 DSC_8550

Повстречали конную экспедицию.

Ген Сусанина в некоторых из нас незадолго до финиша согнал группу с дороги – в лес. Большая компания (им, кстати, клялись-божились, что на их пятачок никто-никто не заявится) просто молчала в шоке, когда с крутого склона внезапно спустились шестеро хмурых мужиков с палками и огромными рюкзаками.
Потом ничего, разговорились, пока ждали катер. Тормознули лодку безо всякой фанты, и вернулись в цивилизацию.

DSC_9956 DSC_8480

На берегу, разувшись, я впервые в жизни с наслаждением выкурил сигарету. Встали в стороне от культурно отдыхающих и, наконец, отменили сухой закон.
Поход получился в меру тяжелым, но все равно прекрасным испытанием. Через три недели еще пойдем.

Эпилог

Теперь мои практические итого, на чем набил шишек и натер мозолей. В походы, даже простые, не ходил много лет, поэтому перед выходом решил подковаться теоретически и прибарахлиться; оценка отражает ожидание/фактическая польза.

Треккинговые палки. Вещь! Очень нужная вещь, выручили не раз и здорово облегчили дорогу. 5+
Рюкзак. Наверное, любой современный рюкзак достаточно удобен и практичен. Но без грамотной настройки и подтяжки ремней будет плохо. Басковский Шивлинг 90 V3 был неплох, но по спине мне так и не лег. 4.
Шляпа. Под шляпой уши прикрыты, это главное, и в солнце и в дождь. Ижевской панаме «Хольстер» 5 баллов.
Бандана. Универсальная вещь. Платок от солнца, пота и воды. 5.
Футболка. Синтетика, хотя бы простая синтетика, но не хлопок. Если фирменное термобелье – еще лучше. Я же был в стоковой спортивной адидасе – походы не ее стихия, хотя вела себя хорошо. 4.
То же со штанами. Популярный хлопковый камуфляж или джинсы непрактичны – быстро намокают и плохо сохнут. Впрочем, тонкий камуфляж показал себя нормально. В том же стоке нашел штаны из ткани виндстоппер, то есть ветрозащитные. Толково. 5.
Ижевская пенка – нестареющая классика. Стоит копейки, легкая, надежная и неубиваемая. 5.
Нож Лезерман. Брал с собой легендарную Мору-2000 и самый простой Лезерман. Мора из рюкзака практически не доставалась, а вот маленький складень пригождался постоянно. 5
КПК+ГПС. Брал на всякий случай, но как же навигация нас выручала. Когда топаешь на своих двоих, да не первый день и не по асфальту – лишние 500 метров весят очень, очень много. 5+
Кроссовки Lowa. Моя беда и разочарование. Кроссовки-то отличные, да только с размером не угадал и не для такого похода они предназначены. 3+

Еще.
Для походов подобной сложности, а это было примерно «ноль-пять», все равно нужны правильные боты. Низкие кроссовки на крутых подъемах и спусках не держат лодыжку, от этого на нее большая нагрузка и высокий риск травмы.
Важно!!! Размер обуви должен быть больше на единичку! Если бы консультант в магазине об этом знал и сказал мне, все могло бы быть по-другому.
Ноги в походе – это всё. Это ваш единственный транспорт, о чем в городе даже и не думаешь. Правильная обувка - это ничем не омраченное удовольствие от природы и немногий доступный в походе комфорт.
Дышащая мембрана это хорошо. Но если ходить обутым вброд – наоборот, плохо.
Сменная обувь для лагеря все-таки нужна. Легкие летние сандалии.
От мозолей или их последствий узнал такой способ: ногу в полиэтилен, сверху носок, потом обувь. Минус, что нога сильно гуляет внтури ботинка, плюс – что ее меньше натирает.
Хорошая штука – маленький ручной фильтр для воды. И газовая горелка, на всякий случай.
С появлением пластиковых бутылок фляжки уже не пляшуть: бутылки рулят.
Для зеркалки в таком походе лучшее решение: топлоадер с ремнями, чтобы цеплять на груди как рюкзак. Все другие варианты чреваты либо возможной поломкой, либо отсутствием кадров (как у меня)
И универсальный зум. Мой не починили к походу, намучился с фиксом и тяжелым телевиком.

В общем, не нужен нам берег турецкий, у нас вона чо есть.